На главную

Возмещение ущерба причиненного в ходе войны Советскому Союзу впервые обсуждались на Ялтинской конференции. Выявились различное отношение к репарации со стороны союзников. Великобритания надеялись получить патенты оборудование и немецкие товары, которые позволили ликвидировать ущерб нанесенный войной. Соединенные Штаты удержать немецкие активы в банках, расширить поставки сырья для своей промышленности. Советское правительство требовало очень большое возмещение готова, была использовать для этой цели любые меры давления. При обсуждении этого вопроса союзники по антигитлеровской коалиции договорились создать Межсоюзническую комиссию по репарациям, которая начнет работать в Москве. На конференции было предложено потребовать от Германии возмещение ущерба не только товаром сырьем оборудованием, но и трудовой повинностью, которую должны нести немцы. В Германии должны были быть уничтожены, или переданы отрасли промышленности, продукция которых использовалась в военных целях. Предусматривалось сокращение объема тяжелой промышленности Германии в пять раз. Это должно было быть выполнено в течений двух лет, после окончания войны. Выплаты по репарациям товарами, рассчитаны были на десять лет. Предусматривалась создание контрольного органа союзниками за действиями предприятий, работающих в Германии. Было предложено установить сумму репараций. Черчилль не согласился с этим утверждая, что сумма в 10 млрд долларов которую требовала правительство СССР эта огромная сумма, которую Германия не заплатит, это приведет к голоду и нищете. Сталин в дискуссии предложил в Комиссии обсудить сумму репараций «Мы представим на рассмотрение комиссии наши цифры, а Вы ваши». Сказал Сталин, при обсуждении отстаивая сумму репарации в дискуссии с Черчиллем. В саркастическом замечании было произнесено, что если британцы считают, что русские вообще не должны получить репарации, то лучше заявить об этом откровенно. Президент Рузвельт согласился в будущем рассмотреть этот вопрос и не возражал использовать труд и услуги немцев по перевозки оборудования в Советский Союз. Президент и официальные лица рассчитывали на долгосрочный кредит на сумму 6 млрд долларов после войны. В послании Молотова перед самой Ялтинской конференции говорилось «Предложенный заем должен быть представлен на тридцать лет, выплаты начаться через девять лет, а процентная ссуда не превышать двух с четвертью процентов». Этот меморандум вызвал различные реакции в департаментах американского правительства. Департамент финансов предложил предоставить заем в 10 млрд долларов под два процента, который при желании можно выплачивать стратегическим сырьем. Американский президент был дружески расположен к И. В. Сталину и его роль арбитра во взаимоотношении между Великобританией и СССР подчеркивается послевоенными историками. Заботясь о национальных отношениях, интересах США в мировых проблемах послевоенного урегулирования Ф. Рузвельт рассматривал отношения между СССР и США с позиции равенства. С приходом Трумэна вопрос о необходимости помогать СССР восстанавливать разрушенную экономику не поднимался. 11 мая 1945г. приказ о приостановке по ленд-лизу поставок Советскому Союзу дал понять, что помощь в восстановлении будет зависеть от поведения СССР в международных делах и прежде всего это касается Европы. На Потсдамской конференции, где встретились Трумэн. Сталин и сменивший Черчилля. Эттли было решено, что все державы получат репарации из своих оккупационных зон. В конце 1945г. стало ясно займы и кредиты от США Советский Союз не получит. Восстанавливать промышленность разрушенную войной придется своими силами. Разрушению подверглись наиболее населенные и развитые в промышленном отношении западные территории СССР. Материальные потери составили 30% всего национального достояния. На этих землях производилось 47% сельскохозяйственных продуктов 45% внутренней валовой промышленности. Главной задачей четвертой пятилетки Сталин считал не только восстановление, но и на основе новейших достижений науки создание условий, для развития новых отраслей промышленности разрушенной войной. На Потсдамской конференции, было решено СССР дополнительно получит, 25 % из западных оккупационных зон, из них 15 % в обмен на поставки продовольствия, угля и сырья в Германию. Производственные мощности, дающие возможность превышать мировые потребности Германии должны быть изъяты в счет репараций. Вся промышленность способная служить военным целям ликвидируется или передается союзникам. Репарации из Германии должны взиматься в виде поставок продукций, демонтажа оборудования, использования труда германских военнопленных. Устанавливался срок изъятие капитального промышленного оборудования, это два с половиной года с момента окончания Потсдамской конференции. СССР отходили акции немецких предприятий в зоне оккупации и заграничные активы в Болгарии. Венгрии. Румынии. Восточной Австрии. В решении Потсдамской конференции отмечалось, СССР удовлетворит репарационные претензии Польши из своей доли репарации. Из советской зоны оккупации были демонтированы и вывезены все военные заводы, сырьё, документация патенты и технология производства. Все это обеспечило задел на долгие годы. В счет репараций из Германии вывезли заводы, оборудование на сумму около 4,3 млрд. долларов. В начале июня 1945г. англо – американские войска отошли на запад, в зоне советской оккупации оказалось промышленность Саксонии и Тюрингии, где находились заводы авиационной промышленности, это половина авиапромышленности Германии. В Тюрингии было 175 авиастроительных заводов в Саксонии 74, всего в зоне оккупации оказалось 600 фабрик и заводов. Большинство этих предприятий выпускало военную продукцию. В Берлине и его окрестностях комиссия из Наркомата авиационной промышленности осмотрела авиационный научно-исследовательский институт. Германский институт испытания материалов, опытный завод фирмы «Телефункен» занимающий производством самолетных радиолокаторов. Из допроса сотрудников институтов удалось выяснить местонахождения документации по испытанию реактивных двигателей. Ученым из ЦАГИ удалось ознакомиться, с трофейными материалами по исследованию из немецкого авиационного института расположенного в Адлерсгофе. Большинство заводов известных фирм «Арадо». «Аргус». «Аскания». «Бюссинг». «Фокке-Вульф». «Хенкель». «Хирт». «Зибель». «Дорне». «Цейс». «Сименс». «Даймлер-Бенц». «BMW» демонтировали. На основе вывезенного оборудования в СССР было создано 9 авиационных заводов и 3 моторных. На эти заводы вывезли 66 тыс. станков оснастку и сборочное оборудование, горизонтальные прессы, мостовые краны. Была создана Комиссия по изучению реактивной технике и изучению немецких достижений в самолетостроении. Репарации из Германии позволили существенно обновить производство, стали доступны новые технологии на их основе создавалась послевоенная реактивная авиационная промышленность. В Советском Союзе ознакомились с самолетами Ме-262 с реактивным двигателем Jumo 004B-1. Ме-163 с реактивным двигателем Walter HWK 109 509A. Ar- 234C с реактивными двигателями BMW 003A-1. 26 мая 1945 г. из Дессау демонтировали завод фирмы «Юнкерс» производивший реактивный двигатель «Jumo-004» вывезли технологию производства и испытания реактивного двигателя. В Либерцах на территории Чехословакии на заводе фирмы «Контанто» обнаружили чертежи и агрегаты радиоуправления ракеты А-4. ГКО принял постановления по перестройки промышленности в связи с сокращением производства вооружения. Произошли изменения в организации оборонной промышленности. Танковые и дизельные заводы перешли введенья Наркомата транспортного машиностроения. Снарядные и патронные заводы перешли в Наркомат сельскохозяйственного производства. Сократилась численность Наркоматов авиационной и судостроительной промышленности. Предусматривалось в 1946г. сократить производство военной продукции на 40 млр. рублей увеличив производства гражданской на 12,8 млр. рублей. Планировалось в 1947г. использовать 630 тыс. тонн металла в военной промышленности в 3 раза меньше по сравнению с 1940г. За два года доля военного производства сокращалось в валовом производстве с 34,5% до 10,8%. Было создано Первое главное управление во главе с Л. П. Берией, ведавшем ядерной программой, комитеты по разработке ракетной техники и радиолокации. 22 октября 1946г. из Германии в СССР вывезли немецких ученых, инженеров, техников и рабочих. Общее число составило 2 200 человек. С учетом членов семей численность депортируемых немцев возросла примерно до 6 – 7тыс. человек. Руководство по депортации осуществлял И. А. Серов возглавляющий команду военнослужащих из группы оккупационных войск в количестве 2 500 сотрудников. Многие работающие над ядерным оружием немецкие ученные включая Манфреда фон Арденне. Бевилогуа. Допеля. Гейба. Герца. Германа. Вирца. Риля. Цеммера. Фольдмера проработали над ядерной программой в СССР около десяти лет. Советскому Союзу удалось захватить предприятие по выплавке урана в Штадтилме, заводы в Рейнсберге и Ораниенбнрге. С этими запасами металлического урана, а также с 25 тоннами неочищенного оксида урана и другими соединениями этого вещества изъятого в Германии в СССР начались работы над собственной ядерной бомбой. Было вывезено оборудование, документация, описание технологических процессов, измерительная аппаратура, бытовая мебель, посуда, холодильники в жилые дома депортированных. С территории Германии. Австрии. Венгрии. Румынии. Польши вывезли оборудования авиационной, судостроительной, машиностроительной, приборостроительной, оптика – механической, радиоизмерительной, электровакуумной, радиотехнической, химической отрасли. Из Манчжурии и Сев Кореи предприятия деревообрабатывающей, рыбоконсервной, химической промышленности. Всего вывезли 5,5 тыс. предприятий. Вывезли запасы стратегического сырья и материалы. В счет репарации подлежали изъятию товары личного потребления радиоприемники, пианино, мебель, одежда, обувь, ковры, мыло, часы.

16 июня 1945г. в Кремле правительству были показаны образцы отечественной автомобильной техники, среди образцов представили модернизированный КИМ-10-52 и трофейный Опель-Кадет К-38. В ходе обсуждения решили наладить производство малолитражного автомобиля Опель-Кадет на московском заводе в его существующем виде, несмотря на ряд слабых мест в конструкции трансмиссии и двигателя. Завод приступил к освоению производства первого послевоенного автомобиля марки М-400. Из Германии было вывезено оборудование, технологическая документация. В соответствии с приказом Наркома среднего машиностроения в срок до 25 декабря 1945г. было приказано завершить разработку технологического процесса по выпуску малолитражного автомобиля «Москвич». Выпуск первых автомобилей намечался на июль 1946г. Из-за сложности подготовки производства, освоения репарационного оборудования первый автомобиль изготовили 9 октября1946г. В 1947г. выпустили 1 501 малолитражных автомобилей на базе трофейного, Опель-Кадета. Эта модель, подвергалась модернизации и улучшению, выпускалась до 1956г. за 9 лет выпустили 247 439 автомобилей.

Минский автомобильный завод после войны был основан на базе мастерских ремонта автомобильной техники. 9 августа 1944г. на этой базе был организован автосборочный завод. В октябре 1947г. на заводе собрали пять МАЗ-205. В 1948г. заработала первая очередь по сборке дизельных автомобилей. В 1951г. завод выпустил 25 тыс. автомашин используя репарационное оборудовании, вывезенное из Германии.

Вывезя из Германии оборудование, запчасти, документацию в Минске и Коврове наладили выпуск мотоциклов М1А и К-125 взяв за основу легкий немецкий DRW RT-125. В 1953г. мотоциклы модернизировали, заменив переднею вилку на телескопическую, повысили мощность двигателей, появились модели М1М и К-125М. Большой трофейный мотоцикл DKW NZ-350 выпускался с 1946г. на Ижевском машиностроительном заводе, модель ИЖ-350 в 1951г. на базе DKW NZ-350-1 выпустили ИЖ-49. Конструкция мотоциклов оказалось настолько совершенной, Ижевский завод выпускал эту модель без изменения до 1958г. Эти мотоциклы вместе с эвакуированным из Москвы армейским тяжелым мотоциклом М-72 выпускаемым на Урале в Ирбите, заложили основу мотоциклостроения после войны. Киевский мотоциклетный завод получил из Германии оборудование фирмы Вандерер и наладил выпуск мотовелосипеда «Киевлянин» К-1Б спроектированного по образцу довоенной немецкой модели Wanderer-98 с двигателем SACHS. В 1947г. завод выпустил мотоцикл К-1В с ручным управлением для инвалидов Отечественной войны. На месте бывшей фурнитурной фабрике в Минске возник Минский мотоцикловелосипедный завод ММВЗ крупнейший производитель мотовелотехники в Союзе. В счет репараций завод получил 658 вагонов с 26,6 тыс. станочного, оборудование. В 1947г. первые велосипеды испытания, которых проходила на Могилевском шоссе были выпущены на заводе. В последующем завод освоил выпуск подростковых велосипедов «Орленок» и «Ласточка». На строившийся минский тракторный завод было вывезено 3,3 тыс. тонн репарационного оборудования и 1.3 тыс. строительных материалов. Первые тракторы сошли с конвейера в 1950г. Из Германии вывезли в Белоруссию, 15 электростанций, 13 молочных заводов, 4 мясокомбината. Значительные поставки репарационного оборудования получил «Гомсельмаш». Могилевский завод искусственного волокна. Всего в 1945-1946гг. Белоруссия получила 37.4тыс. вагонов репарационного оборудования из Германии. В Ленинград. Москву. Минск вывезли заводы радиотехнической промышленности. Надо было освоить выпуск радиоламп, конденсаторов, сопротивлений и наладить выпуск радиоприемников и телевизоров. Большое количество радиокомплектующих пошло на создание и оснащения современной радиотехникой, перевооружение на качественно новый уровень военной авиации, радиолокационной, армии, флота в начавшей холодной войне. С созданием Министерства радиотехнической промышленности в 1954г. радиоприемники, проигрыватели, телевизоры появились в продаже и стали доступны населению. Появились заводы радиоизмерительной аппаратуры, без которых создать и настроить радиоэлектронные схемы невозможно. Советские специалисты, работая с учеными, инженерами из Германии создали телевизионные кинескопы, передающую и принимающую телевизионную технику, которая позволила наладить выпуск телевизоров. Ещё и сейчас встречается судовое и портовое оборудование с немецких портов, немецкое качество и долговечность этого оборудования проверено временем. Деревообрабатывающие станки и лесопильные рамы, долгие годы работали в лесной отрасли. Заводы оптики Карл Цейс в Йене и Дрездене оказались в зоне советской оккупации и оборудование выпускающее военную продукцию было демонтировано и вывезено в СССР. Ленинградский и Изюмский заводы освоили по немецкой технологии выпуск оптического стекла. В Ленинграде. Москве. Красногорске на Украине помогли в освоении производства около 300 немецких специалистов. На завод «Арсенал» в Киев вывезли оборудование и специалистов завода Contax, которые помогли освоить выпуск фотоаппаратов «Киев 10». Выпуск фотоаппаратов освоили в Москве и Ленинграде. Пленку для кинофильмов выпускал Шосткинский комбинат на демонтированном оборудовании немецкой фирмы «Agfo». Наладили выпуск микроскопов, объективов к фотоаппаратам, выпуск биноклей, теодолитов, кинопроекторов, оптических прицелов, дальномеров. Впоследствии специалисты и ученые в кооперации двух государств ГДР. СССР выпускали телескопы, приборы ночного виденья, электронные микроскопы, кинокамеры и телевизионное оборудование. В 1945г. в СССР было перегнано 503 тыс. голов крупного рогатого скота, 114,2 тыс. мелкого скота, 260 тыс. лошадей. Из советской зоны оккупации вывезли химическое оборудование, наладив выпуск искусственного шелка, синтетического каучука, химического волокна, бытовой химии, мыла, стиральных порошков, средства защиты от болезней, средства от вредителей и сорняков в сельском хозяйстве. В Ленинграде завод слоистых пластиков, освоив репарационное оборудование наладил выпуск гетинакса, электроизоляционные пластики. Химический комбинат, построенный в Восточной Сибири перерабатывая черемховский уголь, наладил выпуск метанола, бензина, дизельного топлива, керосина, мазута. Комбинат, построенный на Ангаре освоивший трофейное оборудование стал одним из крупнейших гигантов химической промышленности. Фармацевтическая промышленность по патентам Германии освоила производство новых лекарственных средств, жаропонижающие и противовоспалительные, снотворные снадобья, обезболивающие.

Вывозом и демонтажем промышленного оборудования заводов фабрик занимался Особый комитет при СНК СССР и комитеты из представителей хозяйственных ведомств. Оборудованье японских электростанций, текстильных фабрик, предприятий деревообрабатывающей и рыбной промышленности расположенные на территории Маньчжурии вывозили под руководством уполномоченного Особого комитета при СНК М.З. Сабурова. К 1 декабря 1946г. в СССР прибыло 305 тыс. тонн оборудования из Маньчжурии общей стоимостью 116.3 млн. долларов. Финляндия выплатила полностью товарами репарацию на сумму 226,6 млн. долларов. В СССР использовался и труд двух миллионов военнопленных в восстановлении народного хозяйства. Миллионы заключенных, иностранные специалисты восстанавливали разрушенную войной экономику СССР. Послевоенное восстановление проходила в районах, где война разрушила жилой фонд заводы, фабрики. Республики Прибалтики. Молдавия, западные области Украины. Белоруссия превращаются из сельскохозяйственных районов в индустриальные, выпуская товары народного хозяйства, станки и оборудование. За давностью лет с архивных документов снимается секретность, появляются публикации о репарации их значении в послевоенной промышленности СССР. Это было современное оборудование, хотя частью и устаревшее, часть этого оборудования не использовали, оно не дало той отдачи, которую должна была дать. Часть этого оборудования, с приходом новых технологий ржавеет в заброшенных цехах. Репарации позволили после войны построить сотни новых предприятий в СССР, десятки новых городов, появились новые отрасли производства.

На главную


© HeleonPrime 2010. Все права защищены.
Hosted by uCoz