На главную

Наблюдение за военной деятельностью на территории СССР, союзников по Варшавскому блоку разведслужбами, Англии. США, в середине 60-х гг. участились. Развертывание новых дальних межконтинентальных стратегических бомбардировщиков, М-4 и Ту-95 способных взлетев с аэродромов СССР, долететь до территории США, испытание водородных бомб, разработка новых ракет заставили разведки НАТО активизировать свою деятельность. В 1955г. над территорией СССР были обнаружено автоматические дрейфующие аэростаты, несшие фотоаппаратуру, радиооборудование. Аэростаты несли гондолу, в которой была установлена фотографическая камера, аппаратура определяющая уровень радиации, камера фиксирующая полет аэростата в небе СССР. За 20 лет с 1956г. по 1977г. удалось сбить 793 аэростата запускаемых с территорий Норвегии. Швеции. Германии. Франции. Турции. Подхваченные струйными течениями ветровых потоков, стабильно дующих с запада на восток, аэростаты пролетали территорию СССР, достигая Тихий океан, побережье Аляски. Канады. Японии. Аэростаты разведчики с многокамерной оболочкой заполненной гелием, имели сбрасываемый балласт, который позволял менять высоту полета при различных ситуациях. Фотоэлементы включали камеру утром, пленки в кассете хватало на 500 снимков. Объектив позволял снимать территорию в радиусе 80-100 километров. С наступлением темноты камера отключалась. Ночью при охлаждении газа аэростат опускался, днем оболочка нагревалась и поднимала шар вверх. При пролете над Аляской, островами в Тихом океане по командам с Земли гондола с аппаратурой отделялась, опускаясь на парашюте.

Аэростаты сняли районы расположения общевойсковых армий, пункты управления и связи, расположение военных аэродромов, побережье рек с поселками на территории Сибири. В октябре 1952г. с Аляски взлетели два разведчика RB-47B с экипажами Хиллмэна и Флеминга у мыса Бэрроу взяв топливо с заправщиков КС-97 они сфотографировав остров Врангеля, разделились. Один полетел на восток над Чукотским морем не входя в воздушное пространства СССР самолет Флеменга летая по кругу над морем стал прослушивать частоты связи ПВО соблюдая режим радиомолчания. Заместитель командира 306-го бомбардировочного крыла полковник Хиллмэн полетев дальше на запад в районе мыса Крестовский нарушил границу и пошел на юг в районе реки Колыма сфотографировал интересующие цели, развернувшись взял курс на восток. Погода стала портиться, появились облака RB-47B пролетел над третьей целью и сфотографировал её. При подлёте к побережью датчик сообщил командиру их засек радар. Хиллмэн предупредил экипаж о возможности появления истребителей и передал экипажу Флеменга свои координаты. Пролетавший севернее Эгвенкинота разведчик перехватили МиГ-15 и попытались сбить его, им это не удалось. Достигнув бухты Провидения Хиллмэн над островом Св. Лаврентия взял курс на аэродром. Уже в темноте он приземлился на Аляске. Полет продолжался 7 часов 45 минут самолет Хиллмэна пролетев 5 500 км. из них 1 300 км. он пролетел над территорией Чукотки. За ним, приземлился и второй RB-47B который летел вдоль побережья не входя в воздушное пространства СССР с полковником Флемингом. После проявки пленки отправили в Вашингтон. Съемка показала на Чукотке вблизи американского континента на аэродромах нет бомбардировщиков Ту-4, хотя и не исключалось они совершали полеты над этими райономи и садились на тундровые аэродромы. Службы перехвата зафиксировали переговоры экипажей бомбардировщиков Ту-4 над районами где пролетал разведчик.

11 мая 1954г. в районе Архангельска истребители МиГ-17 попытались сбить RB-47Е, американский разведчик, открыв огонь из пушек, ушел. Командующий авиацией Северного флота был снят с должности за эти разведочные пролеты, эти районы были усилены истребителями.

Разведчики RВ-57 и RF-80A летали над Курильскими островами, над Сахалином, вблизи Владивостока. Нарушали границу и в Европе.

В 1953г. Canbera пролетев Украину над Харьковом взяла курс на ракетный полигон Капустин Яр от зенитного огня в районе полигона самолет получил пробоины и вмятины, пролетев над Каспийским морем приземлился в Иране.

Истребители не смогли подняться на высоту, на которой они пролетали, сбить нарушителей не удавалось. На Камчатке с появлением ракетных дизельных подводных лодок в Авачинской губе и ракетного полигона с Аляски и островов Тихого океана разведывательные службы США запускали дрейфующие аэростаты, пролетающие над полуостровом. В соответствии со стратегией массированного возмездия принятой 29 апреля 1954г. американское командование стратегической авиации стала проводить глубокую разведку, на случай удара по городам и промышленным объектам СССР. Разведслужбы старались определить стратегические аэродромы, ракетно-ядерные полигоны, расположение и количество ракетных баз, расположение подводных лодок. Разведывательные полеты с Гренландии с базы в Туле начались 21 марта 1956г. Там была подготовлена взлетная полоса длинной 3 000 метров. Технический персонал, экипажи самолетов жили в железных контейнерах утепленных и построенных на сваях. Возглавил подразделения США бригадный генерала Хьюитт Уэллес, планировал полеты полковник Гленн Роджерс. Разведывательные полеты этого специально созданного разведывательного подразделения заставили пересмотреть и укрепить оборону прибрежного Севера. Подразделение в Туле имело 16 RB-47E. 5 RB-47H и 28 заправщиков КС-97. Самолеты летали парами днем, ведущий RB-47E ведомый RB-47H. RВ-47Е стал первым разведчиком оборудованным системой дозаправки в воздухе, имел бортовой локатор МА-7А, систему предупреждения об облучении AN/ASP-54 и РЛС- наведения пушек AN/APG-39. На фоторазведчике в носовой части поместили фотокамеру К-38, три камеры К-17 разместили в бомбовом отсеке. В кормовой башне поставили спаренную 20-мм пушку. Перед взлетами разведчиков на разведывательную миссию в воздух поднимались заправщики КС-97. Над Северным полюсом они заправляли RB-47 и те на высоте 10 -12км. совершали полеты с заходом на территорию СССР. 6 мая 6 RB-47Е прошли над устьем Колымы над Амбарчиком и пройдя над северным побережьем территории СССР пролетели до Анадыря, к острову Св. Лаврентия приземлились на Аляске сняв на камеры весь Чукотский округ. В ходе этих 156 разведывательных вылетов за 7 недель не был потерян ни один самолет.

Арктика в этих разведывательных полетах была поделена на три сектора. Первый сектор простирался от полуострова Рыбачий. Баренцево море. Новая Земля. Карское море до Диксона. Второй от Диксона, полуостров Таймыр, море Лаптевых до Тикси. Третий от Тикси, побережья Восточное – Сибирского моря, остров Врангеля. Чукотский полуостров до мыса Дежнева. Все эти прибрежного районы, берега рек были сняты с аэродромами и пунктами наблюдения за воздушной обстановкой. Разведывательные полеты подтвердили районы Сибири представляют необжитый край с малочисленными аэродромами, которых имелось мало, и находились они на огромных удалений. 14 мая 1956г. послу США была вручена нота протеста о нарушении северных районов самолетами-разведчиками. В ответе государственного департамента США выражалось сожаление о нарушении со ссылкой на погодные условия в этих районах. Разумеется, прикрыть всю эту территорию средствами ПВО, было невозможна. Пришлось в суровых полярных условиях приступить к строительству дополнительных аэродромов; на Кольском полуострове, Нарьян- Маре. Амдерме. Воркуте. Диксоне. Хатанге. Чекуровке. Якутске. Тикси. Черский. Певеке. Мыс-Шмидта. Анадыре. Эгвекиноте. На Камчатке. Аэродромы усовершенствовали, разместив на них истребители транспортную авиацию, узлы связи, построив жилье для обслуживания, прикрыв отдаленные районы Сибирского побережья. Лавры англичан создавших высотный самолет подтолкнули американцев к проектированию стратосферного разведчика, проект одобрил президент Эйзенхауэр. Руководства Министерства обороны усиленно проталкивало проект разработки спутников фоторазведчиков. В августе 1954г. Пентагон поручил ВВС начать предварительные работы, что и привело к созданию первых спутников по программе Corona. Разработка проекта показала, потребуется значительное время и немалые средства на осуществления этой программы. Фирма Lockheed заручившись поддержкой ЦРУ заключила контракт на постройку 20 стратосферных разведчиков на сумму 22 млн. долларов, оговорив жесткие сроки. В сумму не вошли затраты на фотооборудование и реактивные двигатели. Фирма приступила к постройке высотного разведчика в 1955г. Большое содействие в проталкивании проекта строительства и финансировании оказал руководитель ЦРУ Аллен Даллес, брат государственного секретаря США Джона Даллеса. Разработка и постройка разведчика были засекречены. Проект Aguatone был подписан 22 марта 1955г. Конструктора, технологи находились в непосредственной близости от постройки разведчика, оперативно решая технические вопросы на месте, так экономилось время и секретность.

Lockheed U-2 это планер имеющий длинные крылья в которых находились топливные баки, резервный запас топлива размещался в носовой части фюзеляжа и в дополнительных подкрылевых баках каждый на 395л. это позволяла иметь максимальную дальность полета 6 435км. При взлете крылья поддерживали стойки с колесиками, которые сбрасывались после взлета. Крылья имели защиту в виде титановых салазок которые предохраняли их от повреждения при посадке. По бортам за крылом расположились воздушные щитки. Велосипедное шассе с главной и хвостовой стойками оборудовались двойными колесами, тормоза имели только главная стойка. В контейнере задней части фюзеляжа устанавливался тормозной парашют. Высотный разведчик был максимально облегчен, пришлось пожертвовать прочностью конструкции, это привело к авариям разведчиков при их эксплуатации. Летчик совершал полеты в высотном костюме и гермошлеме, подключенным, к системе жизнеобеспечения. Кабина была очень тесная, развернуться, была невозможно, в полете которые проходили 6 - 10 часов приходилось мериться с этими неудобствами. Летом 1955г. самолет доставили на озеро Грум, рядом находится ядерный полигон, зона была закрытой. Управлять таким самолетом было непросто, возникали проблемы с полетами в разряженном воздухе, требовались навыки в пилотировании, в переключении разведывательной аппаратуры, были проблемы с посадкой самолета. Скорость в полете была небольшая 850-730 км/ч. Но самое главное достижение это была высота полета 21 335 метров. Фирма непрерывно совершенствовала самолет, ставилось и улучшалось оборудование выдвижные фотокамеры, записывающая аппаратура радиолокационного излучение. Впоследствии выпустили учебно – тренировачный U-2 с разделенными кабинами. 11 июня 1956г. первые четыре собранные на английской базе Лэйкенхат самолета доставленные из США перегнали в ФРГ. Об этом был поставлен в известность канцлер Конард Аденаур. С аэродрома Висбадена пилот ЦРУ Карл Оверстрит впервые поднял разведчик 20 июня и пролетел над ГДР. Чехословакией. Польшей. 2 июля два самолета в разведывательном полете пролетели над ГДР. Чехословакией. Польшей. Венгрией. Румынией. Болгарией. 4 июля 1956г. разведчик U-2 пилотируемый Харви Штокманам взлетев с Висберна взяв курс на Берлин прошел над Польшей Познанью нарушив границу Белоруссии пролетел над Минском повернул на Север в сторону Ленинграда. Главный конструктор U-2 Келли Джонсан заверял пилотов, в СССР нет истребителей, способных подняться на такую высоту и сбить U-2. Пролетая по заданному маршруту Штокман наблюдал истребители пытающиеся подняться и сблизится с его самолетом. Это зафиксировали и камеры А-4 на пленке. Пройдя над аэродромами бомбардировщиков он достиг Ленинграда сфотографировав верфи со строящими кораблями и подводными лодками, повернув на запад, U-2 пролетел над Эстонией и Латвией. Полет продолжался около 9 часов. Снятые кассеты, проявив тут же отправил в США. Снимки были отличного качества. На следующий день пилот Кармен Вито совершил полет по маршруту Висбаден. ГДР. Польша, пересек границу СССР, пролетел над Киевом. Минском, повернул на Москву. Над Москвой была облачность, она прикрыла часть города. Вито пролетел над Раменском, авиазаводам в Филях, где строили бомбардировщики М-4, сняв центр города он взял курс на Калининград, развернувшись на Запад он пролетел над прибалтийскими республиками. Все стала затягивать облачность, разведчик навели на аэродром службы наведения и Вито посадил самолет в Висбадене. Проявив, пленки отправили в Вашингтон. Президент Эйзенхауэр получил сообщение о благополучном завершении полетов 6 июня. Из проведенных полетов стала ясно, средства наблюдения отслеживали полет U-2. 9 июля два разведчика совершили полеты. Один по маршруту ГДР, север Польши. Литву, не долетев до Минска, пролетел над Варшавой. ГДР и приземлился в Висбадене. Другой прошел южнее, над Украиной. Львовым. Польшей. Чехословакией. В тот же день американскому послу была вручена нота протеста по поводу нарушения территории СССР. Протест заявили Польша и Чехословакия. В ответе 19 июля было заявлено, что полеты не проводились и заявление правительство СССР является ошибочным. Анализ снимков по маршрутам полетов показал, на аэродромах нет стратегических бомбардировщиков М-4, которые, вызывали обеспокоенность в США. Эйзенхауру были показаны снимки заводы, верфи, аэродромы отлично просматривались на снимках. Руководства СССР провело совещание с министерством обороны, руководствам ПВО. ВВС с ведущими конструкторами авиационной промышленности. Военные считали этот самолет разведчик, модернизированный RB-57D. А. Н. Туполев к мнению, которого Н. С. Хрущев прислушивался, заявил, что это высотный разведчик и на его борту не может быть атомного оружия, это исключено. Сбить такой разведчик могли зенитные ракеты, была поставлена задача, ускорить их разработки, разместив вблизи важнейших объектов военной промышленности. Приняли решение о производстве высотного истребителя, разработке средств обнаружения высотных разведчиков. Полеты U-2, возобновились в июне 1958г. на южных границах СССР, и на Дальнем Восток. В сентябре 1959г. в Японии на планерный аэродром, приземлился Lockheed U-2, журналист сфотографировал разведчик и опубликовал снимок в газете. 16 ноября 1959г. под Волгоградом ракета С-75 сбила аэростат, пролетающий на высоте 28 км. С появлением ЗРК С-75 «Десна» появилась возможность сбить U-2. 9 апреля 1960г. в районе Памира он был обнаружен на высоте более 20 км. разведчик пролетел над полигоном Сара Шаган где проводились испытания зенитных ракет, затем над Семипалатинском сфотографировав атомный полигон и аэродром стратегических бомбардировщиков Ту-95. Пройдя над ракетным полигоном Тюратам он перелетел границу, сбить разведчик истребителями не удалось. Пытаясь сбить разведчик МиГ перелетели границу Ирана и углубились на 300 км. нарушив границу нехватка горючего заставила вернуться на аэродром 1 мая 1960г. взлетев с пакистанского Пешавара и взяв курс по маршруту Ашхабад. Аральск. Челябинск, при подлете в районе завода по обогащению урана U - 2 был сбит зенитной ракетой С-75.

Ракета догнала самолет, разорвавшись, повредила двигатель фюзеляж и крыло. Летчик падая в самолете с высоты 20км. сумел покинуть кабину на высоте 10 км. и раскрыл парашют ориентировочно на высоте 5 км. приземлился в районе деревни Косулино. На перехват были подняты истребители два МиГ-19 и один Су-9. Летчик Сергей Сафронов погиб на МиГ-19, сбитый ракетой, его самолет попал в обломки U-2 которые были приняты за помехи и по ним были выпущены ракеты одна из них и сбила МиГ-19.

От взрыва сработала система катапультирования, и тело летчика на парашюте приземлилось на Землю. Пилот Су-9 Игорь Ментюков который перегонял с новосибирского авиазавода перехватчик в Барановичи при наведении с земли прошел выше U-2 не увидел высотный разведчик который менял курс полета. Нехватка опытных офицеров, несогласованность действий между ракетными дивизионами и службами наведения ПВО на цель перехватчиков, все это привело к тому, что был сбит наш истребитель.

Перехватчики Су-9 с ракетами К-5МС только начали, поступали в части, система «Воздух-1» наведения перехватчика с земли установлены были не на всех участках, всё это еще предстояла освоить. Требовалось время на устранение многочисленных дефектов, доводки техники, развертывания новых радиолокаторов и узлов связи. На допросе летчик Френсис Гарри Пауэрс признал вину, летал по контракту с ЦРУ, участвовал в полетах, летал более одного года, взлетая с авиабаз турецкого города Инджирлик и с пакистанского Пешавара, должен был посадить самолет на авиабазе Буде в Норвегии. При изучении обломков в системе катапультированного устройства было обнаружено взрывное устройство, о котором он знал, и пилот не стал катапультироваться. Это был 28 полет Пауэрса на U-2. 10 февраля 1962г. Гарри Пауэрс по личному распоряжению президента Джона Кеннеди был обменен на советского разведчика Рудольфа Абеля. Он был награжден Крестом за выдающиеся лётные заслуги. Медалью национальной обороны. Медалью военнопленного. 1 августа 1977г. он погиб в авиакатастрофе. Похоронен на Арлингтонском кладбище. Газеты и телевиденья сообщали об этом.

На Севере в Баренцевом море 1 июля 1960г. в районе мыса Святой Нос капитан В.А. Поляков сбил разведчик RB-47Е, из экипажа в живых осталось двое. Командир, капитан Уильям Пальма запутался в стропах парашюта, захлебнулся в воде погиб, двое вскарабкались на спасательные плотики. Через 6 часов их и тело командира подобрал советский траулер РТ-291 «Тобольск». Останки летчика передали представителям США. Через 7 месяцев второй пилот Фримэн Олмстэд штурман Джон Маккоун, которые на допросах признали свою вину, были переданы на родину. Оставшиеся в живых показали, это их 7 полет с разведывательной миссией. Взлетали с английской базы Брайз-Нортон, где дислоцировалась 55-е крыло стратегической разведки. Впоследствии тралом выловили ещё одного члена экипажа, его тайно захоронили. По просьбе родных, он был перезахоронен, на родине в США. Остальные члены экипажа, числятся пропавшими без вести. После международного скандала, который оживленно комментировали в прессе, полеты были прекращены на два года. В 1961г. Джон Кеннеди стал президентом США заявил «Нам нужны ракетные силы, достаточно мощные, чтобы удержать любого агрессора». Предусматривалось поставить на боевое дежурства 600 твердотопливных МБР «Минитмен – 1» и построить десять подводных ракетоносцев с ракетами «Поларис». В ответ на эти воинственные заявления 10 октября на полигоне Новая Земля с Ту-95М была испытана бомба мощностью в 50 Мгт. Взрывная волна три раза обогнула Землю, были сорваны крыши с домов отдаленного поселка на расстоянии 400 км. В Ракетных войсках стратегического назначения к средним ракетам Р-12 и Р-14 добавились дальнее Р-16 остались на вооружении и Р-7А и Р-9А. В 1962г. при пролете над Кубой U-2 сфотографировал советские ракеты. В США, которые имели ракеты средней дальности в Турции и Италии стали нагнетать истерию требуя вывод ракет. Карибский кризис показал всему миру, что ракетно – ядерный противовес шаток и СССР и США должны договариваться. Трагическая смерть Кеннеди и перемены в руководстве СССР приход в октябре 1964г. Л. И. Брежнева, затормозил этот процесс. Н. С. Хрущев обладал недюжинной работоспособностью для его возраста. При нем миллионы простых советских граждан получили квартиры и вспоминали бараки, землянки в которых они жили до этого как кошмарный сон. Колхозы стали получать новую технику, колхозники получили паспорта, за выполненную работу стали выдавать деньги, пенсию по старости колхозникам, она была небольшая, но её стали выдавать. Именно он на 20 съезде прочел доклад о культе личности Сталина, но проглядел свой культ, который насаждали, прихлебатели, которые окружали его. Ему поставили в вину восхваления его личности, в опубликованных фотографиях, хвалебных одах в его адрес. Припомнили неуемную увлеченность кукурузонасаждением, этой царицы полей посаженной по всей территории СССР. Созданные им совнархозы не оправдали себя и превратились в кормушку партийных бюрократов. Сельское хозяйства не дало той отдаче, которое ожидали, при нем было запрещено личное подсобное хозяйство, пришлось закупать зерно за рубежом. Крым был отдан, сотни тысяч жизней русских людей были отданы за этот полуостров, подтвердив истину, вечной дружбы нет. После такой критике оставалось только подписать заявления об отставке с поста первого секретаря. Из всего перечисленного одной из величайших заслуг Н. С. Хрущева, которая десятилетиями сохраняет покой и спокойствие наших территорий было создание ракетных войск стратегического назначения. Он разглядел и понял в этом новом типе оружия, гарантию нашей безопасности на долгие годы.

Л.И. Брежнев курирующий ракетную промышленность и согласный с мощью ракетно – ядерного оружия сделал приоритетным развитие ракетостроения в СССР. Маршал Н. И. Крылов в своих высказываниях утверждал «Фактор пространства утратил теперь свое прежнее значение. Относительной неуязвимости США пришел конец. Территория США с первых минут войны, если она возникнет, станет театром военных действий». В штабах подсчитали, что в войне с применением ядерного оружия только на начальном этапе будет уничтожено или подвергнется поражению более 50% населения СССР и США. Стратосферный разведчик U-2, совершал, полета над территорией СССР сфотографировав, 15% площадей. Официальных подтверждений количества разведывательных полетов над СССР нет, это заставляет многих писать, что их количество значительно больше 24 встречающихся в печати. Снимки сфотографированных районов и сейчас хранятся в архивах ЦРУ. Всего было построено 90 самолетов. Министерство обороны США в 2011г. планирует списать последние самолеты. На смену U-2 фирма Lockheed выпустила более скоростной разведчик SR-71 со скоростью полета М 3,2. Самолет на 98% изготовлен из сплава титана. Первый полет скоростной разведчик осуществил 29 февраля 1964г. Выпускался серийно в 1966-1967гг. было построено 32 самолета. Имелся тренировочный вариант SR-71B. В пяти основных отсеках носовой части разведчика размещалось радиотехническая разведывательная аппаратура, фотокамеры с сильной оптикой позволяющей вести съемки с дальностью захвата до 96км. с высоты полета 20-24км. Аппаратура позволяла снимать с высоким качеством территорию по маршруту, захватывая большие площади. Самолет имеет систему РЭБ с пассивными и активными средствами. Экипаж разведчика состоял из летчика и оператора оборудования. Масса самолета достигала 77 110 кг. Самолет, летал вблизи границ Вьетнама. Северной Кореи. СССР. Китая. Кубы. ПВО СССР получила к этому времени перехватчики Як-28П и Су-15 самолеты 3-го поколения.

Они имели на вооружении ракеты средней дальности позволяющие сбивать нарушителя в любых погодных условиях. Осуществляя захват цели бортовой радиолокационной системой сбивать нарушителя на высоте 500- 22000м. в диапазоне скоростей 500-3000км/ч. Чуть позднее на вооружения поступил дальний тяжелый барражирующий истребитель Ту-128С-4 предназначенный для полета в условиях Крайнего Севера и Дальнего Востока. Вооружения самолета состояла из 4 ракет Р-4 с тепловыми и полуактивными радиолокационными головками самонаведениями. Большая дальность обнаружения цели, БРЛС и значительная дальность полета ракет не требовала точного вывода истребителя на цель с помощью наземных средств наведения. Этих истребителей было выпущено 198. Реально до 1970г. удалось создать 6 полков, которые надежно прикрыли отдаленные территории СССР. На значительном удалении от границы Ту-128С-4 сопровождал нарушителя, вытесняя его в нейтральные воды, находясь в полете несколько часов. Если два первых типа перехватчика мне посчастливилось видеть и наблюдать их сборку в цехах новосибирского авиазавода и полеты их над аэродромом, то о последнем Ту-128 только довелось слышать. Стратегическая авиация США имела на своих аэродромах и в воздухе более 650 В-52 Statoforss различных типов совершающих полеты над Гренландией. Северным полюсом. Тихим океаном. Этот стратегический бомбардировщик с ядерным оружием на борту был готов по приказу командования обрушить свой бомбы на города СССР. Носителями ядерного оружия в СССР стали МБР шахтного базирования, подвижные железнодорожные ракетные комплексы твердотопливных ракет РТ-23. В 1961-1967гг. США ввели в строй 31 атомный ракетоносец «Лафайет» составивший основу морского базирования. В ракетных отсеках каждой лодки стояло по 16 ракет «Посейдон» С-4. На базе ВВС в штате Северная Дакота в1970г. развернули МБР с разделяющими боеголовками индивидуального наведения. Это привело к пониманию, нужно ограничить стратегическое наступательное вооружение и в 1972г. в Москве такое соглашение было подписано. Стороны пришли к соглашению ограничить носители ядерного оружия. Президент Никсон в послании конгрессу США подчеркивал «Никогда раньше две противостоящие стороны, так глубоко разделяемые непримиримой идеологией и политическим соперничеством, не могли прийти к согласию об ограничении вооружений, от которых зависит само их выживание». Подписание Заключительного акта общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству 1 августа 1975г. в Хельсинки показал всему миру у СССР «нет агрессивных намерений по отношению к другим странам». Советское руководство выступало за статус-кво в Европе. Обе сверхдержавы пристально следили за быстро меняющимся противостоянием, контролируя военную обстановку с воздуха и из космоса. Конструктивные шаги в понижении уровня военного противостояния смягчили отношения. Открывался поиск доверия, к широким мирным инициативам, совместным усилиям для мирной жизни людей. Полеты по маршрутам боевого патрулирования в направлении границ Советского Союза в районе Гренландии. Аляски. Канады. США отслеживались средствами радиоперехвата, особенно воздушные командные пункты, массовый взлет стратегических бомбардировщиков, их маршруты полетов в ходе учений.

Франция не давала разрушения на пролет SR-71 взлетавшего с Англии где в Mildenhall на базе находилось 9-ое разведывательное крыло в Средиземное море. Приходилось летать над Гибралтарским проливом, заправляться над Сицилией с КС-125, пролетая над территорией Израиля Иордании Сирии в период обострения ближневосточного кризиса входить в воздушное пространство Турции. Пролетая на предельной высоте не входя в воздушное пространства СССР снимать побережье Черного моря. Такие разведывательные полеты были очень редки. Обе сверхдержавы старались не нагнетать обстановку.

Разведчик проникал и в Балтийское море, проходя над Данией вдоль побережья Польши и СССР и развернувшись, между островами Энлайд и Готланд сопровождаемый истребителями, пролетал над Борнхольмом и Данией возвращаясь на базу, не нарушая границу. Разведывательные полеты в этих районах давались нелегко SR-71 при полете залетал на территорию Швеции. Полеты на север вдоль побережья Норвегии на фоторазведку Кольского полуострова Новой Земли были продолжительные и частые. В ходе полета SR-71 несколько раз брал топливо над Норвежским морем, при приближении к побережью СССР его уже поджидали и сопровождали перехватчики, времена были другие.

С освоением космического пространства и разработками спутников фоторазведки началась эра космического шпионажа в интересах «национальной безопасности». 28 февраля 1959г. первый спутник Discoverer был запущен в космос. По данным из средств американской печати основной задачей этих спутников видовой разведки, было обнаружения шахтных пусковых ракетных установок МБР, наблюдения за стратегическими аэродромами, атомными подводными ракетоносными лодками.

18 августа 1960г. первые снимки территории СССР с ИСЗ были в кассете доставлены на Землю в район Гавайских островов. Спутники вращались на орбите 165-460км. имели приличный вес. По программе Corona запущена серия спутников с камерой КН-1, из 13 запусков 9 были неудачными, камера могла снимать с разрешением 12 м. с последующим уменьшением до 8 м. 7 декабря 1960г. в космическое пространство вывели спутник с камерой КН-2 в дальнейшем появились камеры КН-3. КН-4 с улучшенными характеристиками.

В 1963г в космосе появились спутники КН-7 с продолжительностью работы от одних суток в последующем до восьми. Всего запустили 38 спутников из них 34 капсулы вернулись и в 30 оказались снимки. Первоначально разрешение КН-7 составляло 1,2м. к 1966 г. довели до 0,6 м. Орбита 140 -300км. при наклоне 97,2 градусов. Всего с КН-7 сделано 19 000 снимков с полосой 22 км. и длиной от 9 до 740 км. Снимки с КН-7 внесли в переговоры 1972 г. по ограничению стратегических вооружений детальную конкретику и их информация обсуждалась на переговорах. Эксперты считают, что оптическая система КН-7 позволила достичь в 1967г. разрешения 0,5м. при съемки с высоты 137км.

Первый полет Gambit с камерой КН-8 состоялся 29 июля 1966г. Всего запущено 54 фоторазведчика из которых 51 доставили кассеты с пленкой на Землю. Спутники имели вес 3 тонны оснащался одной двумя спускаемыми капсулами. До 1972 запустили 145 спутников фоторазведчиков, получив 800 000 снимков. К сентябрю 1964 г. с космоса получили снимки с расположением ракетных баз баллистических ракет, аэродромов стратегической авиации, промышленные объектов атомной промышленности, количеством и базами атомных, дизельных, подводных лодок. Сама программа Corona рассекречена в 1990 г. спутник не представлен в музее и не показывался на выставках достижения космоса. Часть снимков используются в научных целях, с них снята секретность, они были представлены общественности. Некоторые подробности конструкции спутников фоторазведчиков имеются и приведены в печати. Они имели двигатели коррекции полета, солнечные батареи, в центральной части две фотокамеры с чувствительными объективами с протяжкой пленки, по мере экспонирования пленка пропускалась через сосуд, содержащий проявитель и закрепитель. Пленка сушилась нагревателем и наматывалась на кассету. В носовой части ИС фоторазведки размещалось устройства возвращения кассет с отснятой пленкой, которая возвращалась на Землю в капсулах-кассетах, оснащенных парашютами, подхватывалась в воздухе самолетами. Спутники строила фирма Lockheed сложнейшую систему фотокамер фирма Perkin-Elmer. Военные аналитики требовали ускорить время получения изображения и эти недостатки к середины 60-х годов были успешно решены. Кроме программы Corona в космос работали спутники программы Argon для целей картографирования поверхности и Lanyard отслеживающий цели на территории Советского Союза при небольшой полосы просмотра 10-12км. с высоким разрешением. В 1971г. в космос выводится ИСЗ Big-Bird серии Key Hole позволяющий обрабатывать пленку с изображением больших площадей и передавать по радиоканалу на Землю информацию как телевизионные изображения. Узкий луч света, перемещаясь по негативу, «считывал изображения» а генератор вырабатывал сигналы, соответствующие интенсивности изображения затем из памяти по командам с земли снимок передавалась в центр обработки изображения. Для передачи по радиоканалу изображение на спутнике имелась антенна диаметром 6 м.

Получению четкого изображения на снимках предъявлялась знания освещенности местности и метеообстановки в снимаемом районе. Для этого на авиабазе Оффут в штате Неброска построили станцию слежения за метеорологической обстановкой, передающие данные облачного покрова с помощью спутников метеоразведки. Подобная система хорошо себя зарекомендовала. Передаваемые по радиоканалу снимки не всегда удавалось привязать, к конкретным географическим районам они были, невысокого качества. После доработки, удалось получить обзорную информацию огромных площадей Земли обрабатываемых с помощью компьютерных программ. Можно было делать и снимки более крупного масштаба с высоким разрешением 20 см. Возвращались они в капсулах-кассетах, число которых было доведено до шести. Этот телевизионный способ в совокупности со снимками, передаваемыми в кассетах позволил, обнаружить все шахтные пусковые установки МБР на территории СССР. По данным из иностранных источников КН-9 весил 11,4 тонн имел длину 15,2м. диаметр 3,05м. Первые спутники служили 52 дня в последующем довели работоспособность до 190. Спутники вращались на высоте 160 -250 км. иногда опускаясь до 114 км. Таких спутников было запущенно 20, последний КН9-20 запущен 18 апреля 1986г. с помощью носителя Titan-34D. Спутники выпускала фирма Lockheed камеру разработала Itek, но изготовляла Perkin-Elmer. За все время работы ИС передали на Землю 29 000 изображений каждое в 3400 квадратных километров, снятые двумя камерами высокой разрешающей способностью, диаметр объектива 60 см на последних спутниках устанавливалась дополнительно широкозахватная картографическая камера компании Itek с диаметром объектива 30 см. Масса последних КН-9 доходила до 13 300кг. они сняли всё земное пространство. Серия Key Hole «замочная скважина» выпущенная фирмами Lockheed и Boeing обошлись в 7,6 млрд. долларов и стала основным спутником видовой разведки 90-х гг.

На смену им пришли более совершенные спутники способные получать высокодетальные изображения объектов в реальном масштабе времени, через систему спутников-ретрансляторов передавать снимки на Землю в центры обработки. Спутники вели наблюдения и фиксировали изображения в светлое время. С разработкой радиолокацион-ных датчиков получения изображения, появилась возможность получать изображения объектов в ночное время, или когда Земля покрыта облаками.

Эти средства продолжают совершенствоваться и контролируют выполнение договорных обязательств и соглашения по разоружению.

На главную


© HeleonPrime 2010. Все права защищены.
Hosted by uCoz